Trigun
by
Nishimura Satoshi
&
Nightow Yasuhiro
by
Nishimura Satoshi
&
Nightow Yasuhiro
Where is our John Wayne,
Where is our sacred cowboys now?
Where are the indians on the hill,
There's no indians left to kill.
© Bruce Dickinson
Where is our sacred cowboys now?
Where are the indians on the hill,
There's no indians left to kill.
© Bruce Dickinson
Начиная говорить о каком-то аниме/манге/фильме/книге/произведении искусства прежде всего стоит сказать о его отличительных особенностях. Ведь у каждой стоящей (о нестоящих говорить не будем, да?) вещи есть оригинальные, присущие только ей, отличающие её от всех других признаки, элементы, назвать можно как угодно.
На основе этих отличительных особенностей сортируют героев (антагонисты, протагонисты, главные, второстепенные), сюжеты (линейные, разветвляющиеся), жанры (меха, романтика, сёнэн, комедия), складывают их в стопочки, наклеивают ярлыки и раскладывают в специальную картотеку (или на сайт default/dirol.gif ).
И если в этом контексте посмотреть на Триган, то можно с лёгкостью углядеть в нём отголоски вестерна попалам с противостоянием двух героев-антагонистов. Ничего нового вроде бы. Да, конечно, действие происходит не на Диком Западе, Ваш не грабит почтовые экспрессы и не сражается с кровожадными (или отважными, на выбор) индейцами. Но с другой стороны, меняет ли это дело? Неужели стоит перенести историю на обживаемую колонистами планету (с момента заселения не прошло ещё и двух веков), изменить внешний вид и поведение главного героя и мы получим что-то совершенно новое? Честно, сомневаюсь.
По этому поводу (и не только) писал известный фантаст Дж. Мартин:
"Дом фэнтези построен из камня и дерева и меблирован в средневековом стиле. Люди путешествуют на лошадях и галерах, сражаются с помощью мечей, заклинаний и боевых топоров, связываются друг с другом благодаря магии или птицам, преломляют хлеб с эльфами и драконами
Дом научной фантастики построен из дюраля и пластика, а меблирован в стиле "ложного будущего". Люди путешествуют на космических кораблях и флайерах, сражаются при помощи ядерного и биологического оружия, связываются друг с другом посредством ансиблей и лазеров и преломляют белковые брикеты с инопланетянами.
Дом ужасов построен из костей и паутины, а меблирован в стиле мрачной готики. Люди путешествуют только ночью, сражаются только с существами, при смерти которых проливается море крови, связываются друг с другом при помощи воплей и невнятного бреда, пьют кровь с вампирами и оборотнями."
Да, а дом вестерна сложен из глины, дерева и соломы, меблирован в стиле Дикого Запада XIX века. Люди там путешествуют на верных скакунах под палящим солнцем, палят из револьверов, карабинов и метают томагавки, связываются с друг другом при помощи телеграфа или "криков совы" и пропускают пару стаканчиков виски в местном салуне с индейцами.
Судя по всему, Триган можно отнести к такому себе поджанру вестерна, как фантастический вестерн. Действие в нём переносится из родных пенат вестерна чёрт знает куда, хоть под звёзды иных миров (как в самом Тригане и телесериале "Firefly"), хоть в совершенно другую реальность (как в цикле "Тёмная Башня" Стивена Кинга), но по сути остаётся всё тем же, всё с теми же характерными признаками, не узнать которые невозможно.
Правда, если поставить вопрос ребром: считать Триган фантастикой или вестерном? — я бы не смог ответить со стопроцентной уверенностью. И не только потому, что не знаю.
На самом же деле существует такое множество жанров, что пытаться свести конкретное произведение к какому-либо из них не всегда представляется возможным. Не всегда это произведение будет представлять себе воплощение чистого жанра, всех его постулатов и канонов. Кому это надо — пережёвывать давно обыгранные ситуации.
Но в конце концов, зачем нужны все эти жанры?
"Мы можем придумать множество определений научной фантастики, фэнтези и литературы ужасов. Мы способны провести границы и навесить ярлыки, но в конечном счёте остаётся неизменная старая история о борьбе человеческого сердца с самим собой. А остальное, друзья мои, лишь меблировка."
И Триган не исключение. С каждой серией борьба внутри нечеловеческого сердца становилась всё напряжённей и отчаянней. Разве не ради этого стоило смотреть сериал?
Ну а теперь то, ради чего всё и затевалось. Главное событие вечера. Дамы и господа, встречайте — бой за звание интерконтинентального чемпиона и лучшего стрелка всех времён и народов.
В левом углу: Роланд Дискейн. Так же известный как Бешеный Пёс из Гилеада, сын Стивена, потомок короля Артура из Эльда, называемый из-за своего характера Воистину Гнусным Мужиком.
В правом углу: Ваш Паникёр. Так же известный как Человек-Тайфун, чья голова оценена в 60 млрд. долларов, первый, кто был приравнен к стихийному бедствию, называемый из-за своего характера "этот чёртов хиппи".
Пусть начнётся смертельный поединок, и да победит сильнейший!
Они оба оставляли за собой разрушенные города, оба теряли близких и друзей по собственной вине, оба решают проблемы с помощью оружия. У них действительно много общего, но тем не менее отличаются они не менее сильно.
Роланд продолжает традицию классического образа стрелка, заложенную Джоном Уэйном и продолженную Клинтом Иствудом. Сурового парня с ледяными глазами, не любящего шутить, но в то же время обладающего внутренней, закопанной и спрятанной от самого себя в глубине души, трудноуловимой романтикой.
Ваш — совершенно другое дело. Откуда взялось "Love-n-Peace" и постоянная улыбка? Если с первым всё ясно, да и в аниме этому отведенно почётное первое место, то второе... да, с ним тоже всё понятно. Рем в флеш-беке разговора с Вашем говорит о том, что он вечно слишком серьёзен. Куда же делась эта серьёзность?
Туда же, куда и улыбка Роланда. Нельзя сказать, чтобы он в молодости был первым весельчаком и постоянно шутил по поводу и без (этим в "Тёмной Башне" есть кому заниматься и без него), но то, что был более весел и радостен — точно. Всё это исчезло после того как "мир сдвинулся с места".
Мир Ваша тоже сдвинулся и никогда не станет таким, как прежде. Постоянные гримасы и кривляния — такой же защитный механизм, как и угрюмость Роланда. Не более чем фасад, за которым скрывается настоящий Ваш вместе со всеми своими скелетами в шкафу. Правда, к концу этот фасад рушится под немилосердными ударами (судьбы? Ка, сказал бы Роланд).
В отличие от Ваша у Роланда нет определённого врага, такого врага, которого можно было бы убить, сдавить горло и услышать его предсмертный хрип. Да, конечно, таковом можно назвать либо Человека в чёрном, либо Алого Короля. Но не в них дело, Роланд сражается не с ними, а с целым миром, миром, который сдвинулся с места. Фактически, изначально его цель недостижима. В одну реку нельзя войти дважды, и колесо истории не повернуть назад.
И между прочим, Ваш тоже противостоит целому миру. Не буквально — хотя на него и охотятся все кому не лень на планете — но тем не менее в этом его конфликт. Сцена где Найвс показывает Вашу людей, дерущихся за воду — вот оно. Вот против чего он борется. Против человеческой природы.
И если уж говорить по большому счёту, то разве не разделял он мечту Рем о новом Эдеме? Он тоже хотел построить на этой планете райский сад, таким образом, вернуться назад во времени, в дни, когда человек не был изгнан из рая. По-моему, здесь-то они с Роландом и сходятся. Им обоим нужно найти свою Тёмную Башню и сделать мир таким, каким он был раньше. Только в случае Ваша Башня имеет имя.
Если говорить об оружии, что использую герои, то оно, я думаю, не продаётся в ближайщем оружейном магазине вашего города (а жаль!).
Когда мы обратимся к жизненной философии Роланда и Ваша, то опять же легко заметим ключевое отличие. Как бы не хотелось положительно относится к Роланду, но всё же он с детства тренировался как машина убийств, стрелок во всём том смысле, который вкладывался в это слово в его родном мире. Долгие годы (или века, время потеряло там привычной ход) странствий ещё более закалили и без того железобетонный характер. В первой книге ["The Gunslinger"], когда Роланду приходится выбирать между жизнью одинадцатилетнего мальчика и дорогой к Башне, он останавливается на последнем. Нельзя сказать, что для него уже никаких колебаний не оставалось, вовсе нет, но выбор-то совершён. И таких выборов на его пути было немало.
Да, вот то самое решительное отличие этих двух персонажей. Ваш не может отнять чужую жизнь даже если опасность угрожает ему самому, более того — даже если опасность угрожает другим людям. Так было в начале. И это изменилось в конце.
Имхо, пацифизм Ваша недалеко ушёл от тактики пассивного сопротивления, применённой Махатмой Ганди против англичан и принесшей индийцам победу и независимость. Но есть и другой занятный ньанс. "Что было бы, произойди всё иначе?"©
У Гарри Тертлдава, мастера альтернативной фантастики, есть рассказ "Последний символ", повествующий о том, как немецкие войска, выиграв Вторую Мировую войну, оккупировали Индию и столкнулись там с тактикой Ганди. И что же — она не имела успеха. Как можно сопротивляться без оружия в руках с теми, кто без колебаний расстреливает мирные демонстрации? Англичане бы никогда не пошли на такое и потому проиграли. Но что если противник готов идти на любое злодейство, как тогда остановить его, не применяя силу?
Найвс готов идти до конца. И Ваш откладывает свой пацифизм в сторону, как это ни печально. Да, не до конца, но другого способа борьбы с Найвсом, кроме как ответить ударом на удар, — нет. "Ваш, позаботься о Найвсе", говорила ему Рем. И он позаботился о нём при помощи револьвера.
Вот так постепенно и подошли к центральной идее Тригана. От неё не открутишься, не сбежишь и не укроешься. Говоришь о сюжете — невольно замечаешь её. Размышляешь о персонажах — она лезет в глаза. Подводишь черту под оценкой произведения — обязан сказать о ней.
Заслуживают ли люди быть уничтожеными и стёртыми с лица земли? Нет, не так. Кто прав в конфликте двух рас? Может ли кто-то быть прав в таком случае вообще?
Человечество, заселившее пустынную планету Гансмоук, против двух ангелов. Да, в этом конфликте принимает участие не только Милльонс Найвс. А может, и не столько Найвс. Ваш тоже находится в кофликте с человеческим видом. Обоих не устраивает человеческая природа. Выход Найвса — Kill 'Em All, выход Ваша — Love & Peace. Ваш пытается изменить людей, прекратить убийства, воплотить мечту Рем, построить мир, где никто не отнимает чужие жизни.
Найвс считает людей животными. А сам-то ничем не отличается от них. Да, у него есть supernatural abilities, ангельская рука, над ним не властно время. Но внутренний мир, психология Ваша и Найвса — абсолютно человечна. Точно так же, как и Маугли, выросший среди волков — волк (пока не встречает людей), Найвс и Ваш, воспитанные людьми, — во всём похожи на них.
У Киплинга в "Книге джунглей" есть строчка "...и берегись двуногого кровь пролить...":
Можешь убить для себя и других,
Для детёнышей, чтоб накормить,
Но не смей для забавы и берегись
Двуногого кровь пролить!
...а у Джорджа Мартина — одноимённый рассказ (хотя он и не получил премию Хьюго в 1974 году, я считаю, что это замечательный рассказ). В нём милитаристская человеческая цивилизация (Железные Ангелы) столкнулась на одной планете с миролюбивыми племенами местных гуманоидных жителей (дженши). Заканчивается там всё довольно трагично — завоеватели жестоко покоряют местных жителей, но те наносят собственный удар, в результате чего — ничто не остаётся таким, как было. Потери несут все.
» SPOILER «
Скачать 1 серию DC++
Скачать субтитры к Trigun 1-26