Справка - Поиск - Участники - Календарь
Полная версия: Научная фантастика уже умерла
Анимка online - Харьковский аниме-форум > Life > Мультимедиа > Литература
Vlad
Один из самых последних из доживших до наших дней великих фантастов ХХ века.

user posted image

Гарри Гаррисон, автор «Мира Смерти» и «Крысы из нержавеющей стали», романов о Билле, герое Галактики, трилогии «К западу от Эдема», альтернативной истории «Звездно-полосатый флаг», приедет для участия в международном конгрессе фантастов «Еврокон-2008», который пройдет 15-18 мая в подмосковном пансионате «Лесные дали». Незадолго до его приезда в Москву с писателем побеседовала обозреватель «Известий».

вопрос: Вы полюбили научную фантастику с семи лет. Обычно дети, которые много читают, одиноки. У вас были друзья?

ответ: У меня было несколько приятелей, причем они, как и я, увлекались НФ. Но я был нелюдимым ребенком… Как все писатели. Моей страстью были книги.

в: И, конечно, вы с приятелями пересказывали друг другу сюжеты?

о: Знаете, я тогда вовсе не собирался становиться писателем — я мечтал о карьере художника. И действительно поначалу рисовал комиксы — за них лучше платили. Только потом уже задумался о написании собственного произведения. Причем это был еще даже не роман, а короткие рассказы. И только когда мне за них заплатили, после этого я приступил к роману, поскольку очень хотел писать.

в: Я знаю, что вам было 13 лет, когда вы первый раз написали рецензию в научно-фантастический журнал. Как так получилось?

о: Любители научной фантастики тогда были одиноки — мы старались держаться друг друга, писали друг другу письма и посылали тексты в журналы, которые писали про научную фантастику.

в: А члены редколлегии знали, что их корреспондент столь юн?

о: Так мы все были такие!

в: А ваши родители?

о: Они даже не подозревали о моей тайной интеллектуальной жизни.

в: Когда вы служили в армии, ваше увлечение фантастикой вам пригодилось?

о: Откровенно говоря, интеллектуальная нагрузка помогала мне пережить физические тяготы армейской жизни.

в: С начала 1950-х годов вы с женой постоянно переезжали: успели пожить в Мексике, Англии, Дании, на Капри, в Нью-Йорке, теперь живете в Ирландии. Не сидится на месте?

о: Тогда мне это казалось хорошей идеей. А кроме того, я же писатель, а значит, мне все равно где жить — я могу работать где угодно. Мы как-то попробовали пожить в другой стране с другой культурой и языком, и потом уже желание жить на новом месте стало непреодолимым. К тому же для писателя менять обстановку и окружение — весьма полезно.

в: Как появился ваш самый знаменитый цикл «Крыса из нержавеющей стали»?

о: Я подумал написать книгу, где юмор сочетался бы с приключениями: весело писать, а потом весело читать. Так все и началось. А потом как-то не захотелось прекращать.

в: Что, по вашему мнению, сейчас происходит с научной фантастикой?

о: Ничего хорошего.

в: Мне кажется, что ваше поколение не оставило преемников. Я права?

о: Абсолютно. Та научная фантастика, на которой я вырос, умерла.

в: А какая из ваших идей вам кажется сейчас самой важной?

о: Перенаселение. Я бы даже сказал, все еще важной, поскольку я написал об этом еще 50 лет назад.

в: Вашу «Неукротимую планету» одни воспринимали как экологический роман, другие как антитоталитарный. Вы каким его задумывали?

о: Как антитоталитарный. Я ненавижу милитаристский и фашистский типы мышления. Mir! (Это слово он произносит по-русски.)

в: Трилогия «К западу от Эдема» написана как альтернативная история Земли, где динозавры выжили и создали разумную цивилизацию. Вы не думали написать альтернативную историю, например, Германии, где победил Гитлер, или СССР, где удалось построить коммунизм?

о: Да если б у меня было время… Мне ж 83 года…

в: Ваш рассказ «Улицы Ашкелона» наводит на мысли о том, что вы атеист. Вы верите в Бога?

о: Конечно, нет.

в: Вы общались с Айзеком Азимовым, Артуром Кларком, Робертом Шекли. Что можете о них сказать?

о: Хорошие друзья, славные ребята, с которыми было хорошо… К несчастью, все они уже умерли.

в: Я знаю, что вы любитель настольных игр…

о: В последнее время — в основном шахмат.

в: Сейчас вы что-нибудь пишете?

о: Пишу — а что именно, не скажу.

Источник: «Известия»
Vlad
А вот ещё одно интерьвью с метром. Это будет по-интереснее.

«Америка превращается в фашистское государство»

user posted image

В Москве побывал живой классик научной фантастики Гарри Гаррисон. 83-летний писатель принял участие в международном конгрессе фантастов «Еврокон-2008». Автор более чем 30 фантастических романов (из них наиболее известны серии «Билл — герой Галактики», «Стальная крыса», «Эдем», «Звезды и полосы»), основатель Всемирной организации научных фантастов World SF, один из создателей искусственного языка эсперанто, Гаррисон, несмотря на возраст, по-прежнему сохраняет бодрость и интерес к глобальным событиям. И, несмотря на ряд пессимистичных прогнозов, сделанных им относительно ситуации в мире, фантаст остается верен себе, сохраняя надежду на перемены к лучшему и чувство юмора. О проблемах современной научной фантастики, о своем отношении к политическому курсу США, о тенденциях в культуре современного человечества ГАРРИ ГАРРИСОН рассказал корреспонденту РБК daily ИЛЬЕ НОСЫРЕВУ.

— Сейчас в фантастике наблюдается странная ситуация, когда популярные на всем протяжении ХХ века жанры — science fiction, космическая опера — вытесняются более легкими жанрами, в частности фэнтези. Как вы думаете, с чем это связано? Может быть, здесь кроется какое-то разочарование итогами научного прогресса? Ведь если еще 20—30 лет тому назад освоение космоса казалось делом ближайшего будущего, то теперь совершенно очевидно — никаких полетов к другим галактикам на нашем веку уже не будет.

— Не могу согласиться с тем, что научная фантастика вымирает как жанр. Тут скорее общая тенденция: люди на Западе перестают читать книги. Россия — единственная страна, где все еще читают. Например, 30 лет назад мои книги продавались в Америке пачками, а в СССР их знали довольно слабо. Но сейчас ситуация изменилась: за тот же самый период времени, когда в США худо-бедно продается одна моя книга, а в Великобритании — в лучшем случае две с половиной, в России продается десять. Американцы почти совсем перестали читать: книгу вытеснили телевидение, кино, Интернет. Та же ситуация наблюдается, например, в Японии, где молодежь в основном смотрит мангу, разнообразные фэнтезийные сериалы, а книги уже не в чести. Но русские — действительно самый читающий в мире народ: у вас в стране мне доводилось встречать, например, продавщиц в продуктовых магазинах, которые хорошо разбираются в фантастике. Вот почему для литератора-фантаста Россия становится все более мощным полюсом притяжения.

— Вы затронули проблему культурного регресса. Проблема для наших соотечественников тем более болезненная, что в советской фантастике будущее предписывалось рисовать в радужных цветах. Мы все получили эту прививку марксистского исторического материализма, привыкли считать, что завтра будет лучше, чем сегодня. Жанр антиутопии в СССР был под негласным запретом. Но в ваших произведениях, как и в американской фантастике в целом, будущее обычно рисуется точно таким же жестоким и несправедливым, как и настоящее. Вы не верите в то, что человек с ходом истории способен сделаться лучше?

— Да, классическим представителем советской фантастики действительно яв­ляется Иван Ефремов, в произведениях которого будущее показано царством всеобщей справедливости. Но, как мне кажется, надежды по поводу радикальной перемены человека как социального существа не оправданы: люди с течением времени не меняются. Другое дело, что культура подвержена серьезным изменениям — правда, далеко не всегда прогрессивным. Возьмем пример Америки: за несколько лет правления Буша она из демократической державы превращается в государство фашистского или сталинского типа — президент попирает Конституцию, ежедневно нарушаются ключевые принципы свободы слова и свободы совести. Более того, и в мире США ведут себя совершенно недемократическим образом: интересы других стран Америка не просто игнорирует — она даже не задается целью их понять. В результате США попросту не имеют представления о ситуации в мире, а значит, и о направлении, в котором они сами двигаются. Это прекрасная иллюстрация обратимости социального и культурного прогресса.

— А что же по поводу прогресса научно-технического? Он как-то влияет на отношения между людьми?

— Он оказывает влияние опять же на культуру, а не на самих людей. Но это лишь крайне поверхностные изменения. Скажем, в наше время появился ряд новых направлений в науке, развитие которых сулит огромные перспективы и колоссальную финансовую отдачу... Моя дочь, биолог, рассказывала мне, что сейчас такой отраслью стали, например, биотехнологии. Но человек, его мораль и подсознание остаются прежними.

— Довольно много ваших книг написано в жанре альтернативной истории. С чем это связано? Вам хотелось бы переписать какие-то эпохальные события — скажем, спасти Рим от варваров или вычеркнуть со страниц истории Гитлера?

— Альтернативная история — это возможность конструировать различные варианты исторического развития, создавая миры, которые весьма сильно отличаются от того, в котором мы привыкли жить. У любого исторического процесса существует точка бифуркации, изменение результата в которой могло бы привести к совершенно иным последствиям. Так, скажем, в цикле «Звезды и полосы» мне интересно было исследовать вопрос: как изменился бы мир, если бы превращение США в сверхдержаву произошло бы еще в XIX веке. Ведь если бы янки и конфедератам удалось договориться по поводу отмены рабства, войны между Севером и Югом попросту не было бы! Вполне возможно, что Америка превратилась бы тогда в сильное государство, несущее демократию и собственные порядки всему миру.

— Как видим, это все-таки произошло: правда, полутора столетиями позже. Мне кажется, что вваших романах, написанных в жанре альтернативной истории, вообще довольно часто встречаются аллюзии на современность. Меня всегда занимал вопрос: а общество разумных динозавров-самок в трилогии про Эдем вами задумывалось как пародия на завоевания фе­минизма?

— Нет, это все-таки не пародия на феминизм. Задумывая «Запад Эдема» и две последующие книги, я просто хотел сконструировать мир, где привычная нам, людям, цивилизация была бы вывернута наизнанку. Так, если вся наука человека основана на использовании огня, то разумные динозавры-иилане в моей книге его не знают. Если человек создает для своих целей различные машины, то иилане на протяжении миллионов лет выводят живых тварей, способных играть роль оружия, транспорта, научных приборов. Если в истории человечества решающая роль традиционно принадлежала мужчине, тот тут мы видим мир, где главенствуют самки. Это экстраполяция, не более. Сюжет книги, впрочем, не случаен — у меня есть ряд не только литературных, но и научных работ, посвященных теме: что было бы, если бы динозавры не погибли? Я совершенно уверен, что строение тела и развитие мозга вполне позволили бы этим рептилиям стать разумными существами и создать цивилизацию, сильно отличающуюся от нашей.

— В России много писателей, пишущих фантастику. Многие из них стремятся к известности. Раскройте секрет: как написать бестселлер?

— Секрет бестселлера — в оптимальном соотношении идей и действия. Российские фантасты традиционно уделяют преимущественное внимание идее романа, в то время как действие развивается чахло, с сюжетными провисаниями, перегружено научными деталями — тут, вероятно, сказывается общий акцент на изучение прикладных технических наук, который делался в СССР. А в произведениях американских авторов (и, в частности, моих) действия много — это и делает книгу легко читаемой.

— А как же высокая миссия литературы? В России традиционно считается, что книга должна сеять разумное, доброе, вечное.

— Да, у русских и американцев разное отношение к книге. Американцы воспринимают литературу как развлечение, остроумную выдумку: прочел, развлекся и забыл. В России же есть четкая грань между серьезной и развлекательной литературой. Я много интересовался таким типично русским явлением, как самиздат, — книги, публикуемые с риском для свободы и жизни, имели совершенно другую смысловую нагрузку, чем беллетристика.

— Как вы считаете, наше время — это эпоха без героя или все же эпоха, требующая героя, пусть даже этот герой такой же странный и случайный, как Билл, герой Галактики из вашего знаменитого цикла?

— Герой — это всегда человек, противопоставленный обществу, понимающий что-то, чего общество не понимает, или более смелый, чем общество. Что касается Билла, героя Галактики, то он как раз наиболее типичный человек. Изображая недотепу, попавшего в механизмы политики высшего уровня, я как раз добивался простой цели: чтобы обычный человек мог почувствовать себя на месте Билла, примерить на себя его шкуру и положение, в котором тот оказался. А настоящие герои появляются спонтанно, когда в них возникает необходимость. Образ современного героя размыт, нельзя определенно сказать, как он должен выглядеть, думать, действовать. Одно ясно: независимо ни от чего, герой — это умный и честный человек.

— Если бы у вас была возможность дать человечеству всего один совет и абсолютная гарантия того, что этот совет будет услышан, что бы вы сказали?

— Это действительно сложный вопрос. Пожалуй, я сказал бы следующее: сохраняйте надежду! Любые тоталитарные режимы рано или поздно обречены на падение, самые тяжелые обстоятельства рано или поздно благополучно разрешатся. У человечества существует спасительный механизм саморегуляции — плохие времена не могут продолжаться долго. Верьте и надейтесь!

23.05.2008

Источник: http://www.rbcdaily.ru

Добавлено: [mergetime]1211581117[/mergetime]

От себя лично.
Я был приятно удивлен познаниями Гаррисона в области истории советской фантастики, самиздата. Признание самой читающей нации! Сильно! Есть повод продолжать дальше.
Артём
спасибо. интересно.
перечитать что-ли..

Добавлено: [mergetime]1211612152[/mergetime]

QUOTE(Артём @ 24.05.2008, 09:53)
Я был приятно удивлен познаниями Гаррисона в области истории советской фантастики, самиздата.
*
ещё про мангу упомянул)
Ічіґо
Спасибо, действительно интересно, один из моих самых любимых авторов. Упомянул про проблему перенаселения... Действительно, когда читаешь рассказ 1950-х годов, про увеличение населения Земли до 6 млрд к 2000 году, становится как-то не по себе :(
Содержательное интервью, только концовка слишком социальная))
З.Ы. Влад, ты в желтой прессе работаешь?)))) Заголовок темы — выдранная из контекста фраза)))
Vlad
Ічіґо
Заголовок темы относился к первому посту.
И что, собственно "желтого" в заголовке? В обеих статьях подымается вопрос научной фантастики, её месте в современной литературе, перспективах творчества и работах самого Гаррисона.

QUOTE(VladUA @ 24.05.2008, 01:18)
Американцы воспринимают литературу как развлечение, остроумную выдумку: прочел, развлекся и забыл.
*

Это может быть признаком активного развития?
Ічіґо
QUOTE(VladUA @ 24.05.2008, 10:37)
Американцы воспринимают литературу как развлечение, остроумную выдумку: прочел, развлекся и забыл.
*

Ну не знаю, так обобщать)) Хотя он наверное знает о чем говорит...
Vlad
QUOTE(Ічіґо @ 26.05.2008, 16:16)
Хотя он наверное знает о чем говорит...
*

Он то знает, но это его точка зрения. Могут быть и другие.
Быстрый ответ:

 Использовать смайлики |  Добавить подпись
Это облегчённая версия форума. Чтобы увидеть полную версию, с большей информацией, форматированием и графикой пожалуйста кликните здесь.
Powered by Invision Power Board v2.0.0(Trial) © 2005 IPS, Inc.