Справка - Поиск - Участники - Календарь
Полная версия: Японская чайная церемония
Анимка online - Харьковский аниме-форум > Nya! > Японская культура
Mamoru
Японская чайная церемония
QUOTE
В Японию чай попал в VIII в. Его могли привезти буддийские монахи из Китая, Кореи или Индии, а также японские путешественники, посещавшие Китай. Считается, что первые плантации чая были разбиты монахом Сайсё в Киото, у подножия горы Хэйдзан, в 802 г. Однако только с XII в. употребление чая получает в Японии широкое распространение. Это было связано с деятельностью священника Эйсая (1141-1215). Он привез из Китая чайные кусты и стал выращивать чай при дзэн-буддийском монастыре. Чай подносили Будде. Его пили во время религиозных ритуалов и медитаций. Эйсай в своих сочинениях особо подчеркивал пользу чая для сохранения и укрепления здоровья.

Распространению культуры чая и чаепития способствовал и основатель другого направления дзэн-буддизма в Японии - священник Догэн (1200-1253). В XII-XV вв. с усилением влияния дзэн-буддийских монастырей питье чая становится популярным не только среди монахов, но и среди самураев, горожан, аристократов.

Начиная с XII в. из Китая в Японию проникает способ приготовления размельченного чая. Оттуда же пришел и обычай устраивать своеобразные развлечения в форме чайных турниров. Первоначально такие турниры проводили монахи в монастырях, причем в них участвовали и самураи - приверженцы дзэн-буддизма. Особенно широкое распространение чайные турниры получили в XIV-XV вв.

В ходе чайного турнира гости должны были отобрать "хорошие" и "плохие" сорта. Тот, кто правильно угадывал большее число сортов, отмечался призом.

Среди горожан и крестьян были широко распространены чаепития, называемые "чайными собраниями". В отличие от роскошных чайных турниров аристократов, это были скромные, порой молчаливые встречи. Внутреннюю сосредоточенность и душевное согласие участников таких собраний стремился воплотить в эстетике искусства чая великий мастер, создатель чайной церемонии - Мурата Дзюко (1422-1502).

Мурата обогатил искусство чаепития философией и эстетикой дзэн-буддизма. Он проповедовал, что Истина Будды может открыться, может быть познана даже в жестах, сопровождающих наполнение чайной чаши горячей водой (язык жеста имеет в буддизме, как, впрочем, и во многих других религиях, огромное значение). Он утверждал, что чайная церемония - это не просто употребление определенного напитка, а способ приобщиться к философии искусства питья чая.

При дворе сёгуна Асикаги Мурата стал использовать для чайной церемонии крохотную комнатку Додзинсай. Роскошным пирам чайных турниров он противопоставил естественность и простоту.

Чайная церемония, которую Мурата проводил сам, была попыткой отрешиться от забот и тягот бренного мира, уйти от суровой действительности в обстановку тишины и умиротворенности.

Мурата впервые сформулировал четыре принципа чайной церемонии: гармония ("ва"), почтительность ("кэй"), чистота ("сэй") и тишина, покой ("сэки"). Причем тишина, покой понимались им как просветленное одиночество. Символом принципа "ваби" как стремления к простоте и естественности Мурата Дзюко считал образ одинокой веточки цветущей сливы в заснеженном лесу.

Продолжателем дела Мураты стал мастер Дзёо Такэно (1502-1555). Ему принадлежит заслуга создания чайного домика (тясицу), в котором проводилась сама церемония. Исходя из принципа "ваби", Такэно придал тясицу вид небольшого крестьянского дома с соломенной крышей.

При проведении чайной церемонии Такэно стал широко использовать керамические сосуды, которые изготовляли японские мастера в местностях Бидзэн, Сэто, Сига.

Учеником Дзёо Такэно был выдающийся мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю (1522-1591).

Сэн-но Рикю продолжил традиции своих учителей. Он усовершенствовал чайный домик и разработал принципы создания сада (тянива, родзи) около него. Из многочисленных чайных домов, которые он создал на протяжении своей жизни, до наших дней сохранился только павильон Тайан в храме Мёкиан (в окрестностях Киото). Он разработал этикет для участников церемонии, определил характер бесед, которые должны были создавать настроение отрешенности от повседневности и устремления к познанию Красоты.

В XV-XVI вв. чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально-философский мини-спектакль, в котором каждая деталь, предмет, порядок вещей имели свое особое, неповторимое значение.

Конструкция чайного домика и устройство прилегающего к нему сада были связаны с эстетическими категориями "саби" и "ваби", обозначающими гармоническое слияние изысканного и простого, спокойного и печального, скрытой красоты, лаконизма, приглушенности красок.

Через маленький сад, прилегающий к павильону, где проводилась чайная церемония, шла дорожка из камней, в саду возвышались каменные фонари и просто камни, поросшие мхом.

В саду обычно высаживали сосны, кипарисы, бамбук, вечнозеленый кустарник. Все элементы сада чайной церемонии должны были создавать особое настроение сосредоточенности и отрешенности.

Благодаря Рикю принцип "саби" был осмыслен как новый тип Красоты, воплощенный не только в архитектуре чайного домика и устройстве чайного сада, но и в подборе всех предметов: чайницы, котелка для кипячения воды, чашек для чая. В чайной церемонии, по мнению Рикю, все должно было составлять единый художественный ансамбль.

Особое значение придавалось конструкции чайного домика. Это небольшая комната, в которую ведет узкий и низкий вход - около 60 см в длину и ширину. Такое уменьшение входа в чайный домик имеет глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен, входя, непременно согнуться, потому что здесь все равны. Низкий вход не давал также возможности аристократам из военного сословия войти внутрь вооруженными - длинные мечи приходилось оставлять за порогом. И это было символично: пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на прекрасном.

В интерьере чайного домика самым важным элементом считалась ниша (токонома). В ней обычно помещали свиток с живописью или с каллиграфической надписью, ставили букет цветов и курильницу с благовониями. Токонома располагалась напротив входа и сразу же привлекала внимание гостей. Свиток для токонома подбирался с особой тщательностью и был непременным атрибутом обсуждения во время церемонии. Важное значение придавалось освещению тясицу. Как правило, в домике было по шесть-восемь оконцев, разных по размеру и форме, дававших оптимальное - не слишком яркое и не слишком тусклое - освещение. В некоторых случаях можно было раздвинуть рамы, и тогда гости получали возможность любоваться частью сада, горой на фоне вечернего неба или Луной в ночь полнолуния. Но чаще всего окна в чайном домике были закрыты.

Со временем ритуал проведения чайной церемонии канонизировался, заданными стали последовательность действий и поведения. Уже войдя в простые деревянные ворота, гости погружались в особый мир, оставляя за спиной все мирское и подчиняясь лишь законам действа. В молчаливой сосредоточенности они проходили по чайному саду. Как это принято во всех японских домах, входя в чайный павильон, гости снимали обувь и оставляли ее у порога. Низко склонившись, они входили внутрь и так же в молчании рассаживались, сосредоточенно любуясь свитком в токонома и утонченной естественностью композиции цветов.

По прошествии некоторого времени, в течение которого гости могли рассмотреть и оценить предметы в токонома, появлялся "хозяин" чайной церемонии (тядзин). Он низко кланялся гостям и садился напротив них около очага, над которым уже висел котелок с водой. Перед "хозяином" лежали все необходимые предметы чайной утвари: шкатулка с зеленым чаем, чашка и деревянная ложка. Каждый из этих предметов, неся важную эстетическую и философскую нагрузку, зачастую являлся настоящим произведением искусства.

"Хозяин" не торопясь насыпал в чашку зеленого чая, затем заливал его кипятком. Потом четкими, сосредоточенными движениями он взбивал эту массу бамбуковым веничком, пока порошок полностью не растворялся и не появлялась светло-зеленая матовая пена. Гости молчаливо наблюдали за происходящим таинством, вслушиваясь в ритмичное постукивание веничка о края чашки. Затем "хозяин" с поклоном передавал чашку главному, самому почетному гостю. Тот медленно, маленькими глотками отпивал чай - зеленую горьковато-терпкую, тающую во рту массу - и, неторопливо обтерев края, возвращал чашку "хозяину". Чашка передавалась из рук в руки, чтобы каждый смог внимательно рассмотреть ее, ощутить руками ее шершавую поверхность, теплоту глины. Гости вступали в беседу. Здесь нельзя было говорить о повседневных делах и проблемах, здесь говорили лишь о красоте свитка в токонома, об изяществе сосновой ветви в букете, о естественной величавости чайной чашки. Чайная церемония и сад учили видеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом, осознавать высокую ценность всего, что дано в этой жизни.

В наши дни искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины. Сейчас чайная церемония нередко проводится не только в чайных павильонах, но и в одной из жилых комнат дома; часто чайной церемонии предшествует угощение. Однако неизменным остается дух чайной церемонии: стремление создать обстановку душевности, отойти от суетных, повседневных забот и дел. По-прежнему чайная церемония - это время для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи, о чайной чашке и свитке в токонома.

В Японии существует множество школ чайной церемонии. Одной из самых известных является школа Урасэнкэ в Киото
Iriya
В тему еще про чайную церемонию.
» SPOILER «



A6KA
Японцы пьют в основном зелёный чай, реже — жёлтый. Жёлтые чаи завариваются по-китайски, в гайвани, настаивая не более 2 минут. Зелёные чаи пьют и в обычном, листовом виде, и в виде порошка. Во втором случае чайные листья перед завариванием перетираются в фарфоровой ступке. Нормальным количеством заварки на 200 г воды считается 1 чайная ложка порошка (или 1,5-2 ложки листового чая). Чай заваривают в фарфоровых шаровидных чайниках, нередко, по китайскому обычаю, с ситечками для заварки. Температура воды для заваривания чая не превышает 60 °C, время заваривания не превышает 4 минут. В таких условиях чай не может полностью экстрактироваться, но зато в напитке сохраняется максимум аромата, который более всего и ценят в нём японцы. Чай имеет слабый, бледно-зелёный цвет. Японские чашки обычно не имеют ручек и очень малы — их объём не превышает 50 мл. Чай из них пьют очень медленно, маленькими глотками, без сахара или иных добавок.

Чай в Японии сопровождает каждый приём пищи. Его пьют перед едой и после еды, обычно им запивают рис. Кроме повседневного чаепития, чай пьют во время японской чайной церемонии. В таких случаях готовится особый, церемониальный чай. Листья растираются в мельчайший порошок, который заваривается из расчёта приблизительно 100 г чая на 500 мл воды. Полученный напиток имеет консистенцию жидкой сметаны, он очень терпкий и чрезвычайно ароматный.

В отличие от китайцев, считающих, что чай можно пить только горячим, японцы охотно пьют также холодный зелёный чай.

» Японская чайная церемония «
Vlad
Объединил темы

A6KA
такая тема существует — смотри внимательно!
Kyoka
Устраиваем специальную церемонию,которая проводится по особым случаям *_* *_* *_*
:tea: :tea: :tea:
Vlad
Такое ощущение, что на форуме просто одни спецы по чайным дела тусуются. Мне с моей чашкой кофе как-то стыдно становится.
:r_csip:
A6KA
VladUA
она была на второй страничке вот и не заметил...... хорошо что объединил

Добавлено: [mergetime]1206657360[/mergetime]

VladUA
на форуме отаку кофе не рулит)))
Vlad
A6KA
:preved:
Kyoka
A6KA,бери меня в жены! *-*
A6KA
kyoka
:blush: неожиданно ))))

ЗЫ: Докопирайтил статью по чайной церемонии... читайте кому интересно :)
Kyoka
A6KA,ну...чай пить будем *_* :tea:
A6KA
хм для этого ж не обязательно женится... :kampai: ну ладненько считай что на форуме я твой муж :tatice_i:
Kyoka
напросилося *-*

Так...пьем чай :magik: :magik: :magik:
Будет ночная церемония :nya:
A6KA
эт типа альтернатива брачной ночи? ))) *-* :tea:
Kyoka
*-* да,будем любоваться луной и думать о вечном ^_^
A6KA
kyoka
user posted image
:tea:
Rigel
АААААй!!!!!!!! Чаёчек!!!!! :tea: Красота!!! Возьмите и меня к себе! А я вам свечку подержу :magik: ...и буду тихоничко чаёк сёрбать и не мешать... B)
Fuyutsuki-sensei
Очень все интересно. Но чай почти не пью, не понимаю я красоты и глубины вкуса не чувствую. Недавно меня попытались напоить китайским зеленым чаем. Все так чинно, специальные подставки, свечи, поддерживающие тепло. Пила и еле сдерживала мимику, чтобы не скривиться, ну ОЧЕНЬ горько. Поинтересовалась не заварка ли это? Оказывается этот уже готовый чай. Допить его стоило огромных усилий.
Vlad
Fuyutsuki-sensei
Я тебя понимаю, это как жевать сыр с пенициллином и чувствовать себя продвинутым гурманом :bad:

Тут привычка нужно, опыт. На ум почему-то приходит аналогия с бомжами, жующими из мусорных баков — тоже привычка нужна.
Kyoka
Какие-то сравнения некрасивые у вас получаются > < тут же дело вкуса,каждому свое,но чай — это хорошо :magik: просто тут либо нравится,либо нет.Я вот кофе крепкий пить не могу,только слабый с молоком или мороженым,а другие только крепкий и пьют)))и смотрят на меня не очень хорошо,когда видят какой пью я )))
Vlad
QUOTE(kyoka @ 8.04.2008, 13:14)
Какие-то сравнения некрасивые у вас получаются
*

Какие есть, тут уж ничего не поделаешь — я чай тож крепкий пью, но без всяких церемоний.
Возможно, что там на островах у ипонцев ихний чай — самое оно, но мне, как русскому человеку, сие непонятно и плохо перевариваемо желудком. Посему чайную церемонию предпочетаю рассматривать исключительно с теоретической и эстетической точки зрения.
Капитан
Гы а я просто Мате пью, полкалебаса мате, и залить водой, потом штырит. :r_csip: —> :shocking: —> :lol:
tylerz
Чайные церемонии — Япония

В торжественных случаях при употреблении чая используется очень длительный и сложный ритуал. Впервые сложный церемониал при приеме чая появился в буддистской секте дзэн. Еще в XII веке в монастырях этой секты сформировалась философия, согласно которой душа человека должна постоянно совершенствоваться, развиваться. Человек, поглощенный тонкостями чайной церемонии, забывал на время о трудностях и проблемах жизни и полностью сосредотачивался на своих ощущениях.

Для проведения ритуала в саду строили небольшой домик, вход делали низким, менее 1 метра в высоту, а отверстия в потолке и стенах прикрывали жалюзи из бамбука. Перед входом стояли вырубленная из камня емкость для воды и маленький бамбуковый ковшик на длинной ручке. Изнутри стены обмазывали глиной, украшали надписями с изречениями великих людей, картинами и букетами цветов.

Во время японской чайной церемонии гостя у порога встречает хозяйка, она должна сидеть на коленях и кланяться до пола. Гости, кланяясь, приветствуют ее и проходят в дом. Для каждого пришедшего предусмотрен отдельный столик со сладостями, иногда подают также сакэ и обильную еду. Эта закуска называется кайсэки – «камень за пазухой». Когда-то японцы называли так разогретые камешки, которые в морозы носили за пазухой, чтобы согреться.

Один из основных элементов церемонии – поднос с чайником, чашкой, бамбуковой метелкой и коробочкой чая. В чайник иногда кладут бубенцы, тихий звон которых сообщит о том, что вода вскипела. Пока чайник закипает, хозяйка, очень осторожно и красиво двигаясь, растирает листовой зеленый чай в пудру. Такой измельченный чай понемногу насыпают в небольшой чайник, сразу же доливают несколько капель кипятка и метелочкой взбивают до консистенции крема. Процедуру повторяют, пока чайник не наполнится доверху. Цвет церемониального чая – изумрудно-зеленый, сверху слой зеленоватой пены, напиток по густоте напоминает сметану, вкус его очень терпкий, с горчинкой, аромат свежий, травяной, очень сильный. Сразу пить такой чай нельзя. Сначала нужно поблагодарить хозяйку и поклониться, затем, поставив чашку на левую ладонь, трижды повернуть ее против часовой стрелки. После этого чай пьют тремя глотками и в три приема поворачивают пустую посуду по часовой стрелке. Полагается выразить восхищение чаем, а также чашкой, в которой его подали, и поблагодарить хозяйку дома.

Непростому искусству чайной церемонии учатся годами, курс приготовления чая преподается во многих университетах Японии.
Информация взята с сайта http://dizelbox.net.
:vishenkt:
Vlad
tylerz
Вообще-то это не склад ссылок и цитат.
Хотелось бы по-существу вопроса, тем более что в постах выше тема истории и аспектов раскрыта полностью и даже более.
Если есть знания и опыт участия в таких действиях — милости прошу делиться.
Natsuo
У меня в школе, классе в 7-мом на уроке труда проводили чайную церемонию...пример не ахти, но все равно какой ни какой опыт! Мне безумно понравилось, узнала немного о культуре, истории и особенностях чайной церемонии...как-то она сближает, что ли. :happy:
Быстрый ответ:

 Использовать смайлики |  Добавить подпись
Это облегчённая версия форума. Чтобы увидеть полную версию, с большей информацией, форматированием и графикой пожалуйста кликните здесь.
Powered by Invision Power Board v2.0.0(Trial) © 2005 IPS, Inc.