Только не думайте что я задумался после просмотра еще одного трехиксового сайта
И все же новость, которую можно было написать и забыть...
QUOTE
Гейши создали свой профсоюз
[11.02.2010 18:29]
Японские гейши создали первый в истории профсоюз работников, сообщает Newsru.co.il. Гейши намерены совместными усилиями бороться с любыми нарушениями их прав со стороны работодателей.
Профессия гейши по сей день остается достаточно востребованной в Японии. Молодые девушки в возрасте до 30 лет выбирают эту работу несмотря на то, что по статусу гейши находится в непосредственной близости от проституток. Обычно они работают в клубах, где их обязанности заключаются в общении с мужчинами. Лишь небольшое число клиентов обращаются за сексуальными услугами.
Отмечается, что работодатели позволяют себе урезать заработок гейши по своему усмотрению. Случается, что им вовсе не выплачивают заработанные деньги. Пока что в профсоюзе всего десять женщин, однако они уверены, что смогут значительно расширить ряды организации.
[11.02.2010 18:29]
Японские гейши создали первый в истории профсоюз работников, сообщает Newsru.co.il. Гейши намерены совместными усилиями бороться с любыми нарушениями их прав со стороны работодателей.
Профессия гейши по сей день остается достаточно востребованной в Японии. Молодые девушки в возрасте до 30 лет выбирают эту работу несмотря на то, что по статусу гейши находится в непосредственной близости от проституток. Обычно они работают в клубах, где их обязанности заключаются в общении с мужчинами. Лишь небольшое число клиентов обращаются за сексуальными услугами.
Отмечается, что работодатели позволяют себе урезать заработок гейши по своему усмотрению. Случается, что им вовсе не выплачивают заработанные деньги. Пока что в профсоюзе всего десять женщин, однако они уверены, что смогут значительно расширить ряды организации.
Поскольку все много букв, то либо сцылкосцылко, либо спойлер...
» что говорит Вики «
Девушки в костюмах майко на улицах Гиона, Киото
Ге́йша (яп. 芸者 гэйся — «человек искусства») — девушка, развлекающая своих клиентов (гостей) танцем, пением, ведением чайной церемонии, беседой[источник не указан 185 дней], в том числе на интимные темы. Несмотря на то, что понятие «гейша» является наиболее распространенным при обозначении подобных артисток, как в японском, так и в остальных мировых языках, включая русский, в настоящее время встречаются и другие наименования для данной профессии[источник не указан 185 дней]. Так, в области Кансай (где расположен Киото — один из крупнейших центров культуры гейш), начиная с реставрации Мэйдзи используются понятия «гэйко» (芸伎), а для начинающей гейши — понятие «майко» (舞妓). Ученицы токийских гейш называются яп. 半玉 хангёку — «полудрагоценный камень»; также имеется общее наименование яп. お酌 о-сяку — «разливающая сакэ»
О профессии
Основными центрами культуры гейш являются Киото, Осака и Токио, где они впервые появились в XVII столетии. И если изначально в роли гейш выступали мужчины — актёры и музыканты театра кабуки, то позднее представителями этой профессии становились только женщины. «Золотой век» гейш пришёлся на XIX век, в те времена они были настоящими звёздами, музами для многих поэтов и художников. Тогда же и были заложены жёсткие традиции их искусства, дошедшего практически в неизменном виде до сегодняшних дней.
В те времена, когда японкам было уготовано лишь два места в жизни: домашний очаг или публичный дом, именно гейши проложили путь в прекрасный «мир цветов и ив» (花柳界 карю:кай), в котором они сумели стать аристократками. Уклад их жизни был достаточно чётким: большую часть своего времени они, особенно до Второй мировой войны, проводили в городских районах, называемых ханамати (花街 — «город цветов»). Наиболее известными подобными районами являются Гион Кобу, Камиситикэн и Понто-тё, расположенные в Киото, и в которых традиционный образ жизни гейш сохранился более явно.
Труд и быт гейши
Труд гейши в основном проходит в чайных домах и традиционных японских ресторанах, где гейша выступает хозяйкой вечеринки, развлекая гостей (мужчин и женщин). Гейша должна направлять беседу и способствовать веселому времяпрепровождению своих гостей, зачастую флиртуя с ними, но сохраняя при этом своё достоинство. Заработок гейши в чайном доме обычно составляет фиксированная почасовая плата за её труд. Подсчёт времени вели с помощью ароматических палочек, сгоравших за определённое время. Когда гейша собиралась уходить с вечеринки, хозяйка подсчитывала огарки от палочек и вписывала их в счёт человека, который пригласил гейшу. Кроме того, гейши получают своеобразные чаевые, называемые «цветочными деньгами». Экономической стороной жизни ханамати ведает организация «камбукан» (幹部館), она подсчитывает все доходы каждой из гейш и публикует имена самых успешных из них. Именно так появилась информация о доходах Минэко Ивасаки, самой высокооплачиваемой гейши всех времён.
Однако наиболее талантливые и успешные гейши демонстрируют своё умение играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать на периодически проводимых фестивалях, открытых для широкой публики. У каждого из кварталов гейш есть свой фестиваль: у Гион Кобу — 都をどり Мияко Одори, у Камиситикэна — 北野をどり Китано Одори — подобные выступления позволяют гейше стать широко известной и популярной личностью.
Начало обучения
Жизнь и быт маленьких девочек, будущих гейш, с раннего возраста проходила в домах гейш — окия (яп. 置屋) — куда они зачастую продавались бедными семьями. Всё своё детство они вынуждены были работать сначала служанками, затем и ассистентками главных гейш в доме, которые обучали этих девочек азам будущей профессии и в дальнейшем помогали получать образование. В Японии подобная традиция имеет древние корни: ученик живёт в доме у своего учителя искусств, занимаясь сначала домашней работой, ассистируя ему и становясь в итоге мастером своего ремесла.
Курс обучения в специализированных учебных заведениях включает в себя различные виды искусств, которыми должна владеть гейша: игра на музыкальном инструменте: японской лютне — сямисэне), флейте «фуэ» и барабане «цуцуми»; традиционные виды пения, традиционный танец, искусство ведения чайной церемонии, искусство составления цветочных композиций — икэбана, поэзия, каллиграфия, живопись — то есть те виды искусств, которые позволят гейше в дальнейшем развлекать своих клиентов. Обучаясь, будущая гейша регистрируется, что позволяет ей в дальнейшем иметь отношения с чайными домами. Следует также отметить, что посещение занятий является частью жизни гейши вплоть до окончания нахождения в профессии.
Наблюдая за старшей гейшей у себя в доме, девочки учились подбирать подходящее для требуемой цели кимоно, надевать его, а также обучались искусству ведения беседы. Однако, не обязательно, что непосредственно старшая гейша окия будет заниматься с будущей гейшей: будущая гейша обзаводится так называемой «старшей сестрой» (теоретически, это может быть любая девушка, ставшая гейшей, или, в киотосских кварталах Гион Кобу, Понто-тё и Камиситикэн, даже только старшей майко), которая и должна обучать её, свою «младшую сестру». Зачастую старшей сестрой становится старшая гейша в доме, однако у этого правила существует множество исключений. Так, старшей сестрой гейко Ваканы яп. 若奈 из Тама окия яп. 多麻 является гейко из окия Миками яп. 三上 по имени Накако яп. 奈加子.
Становление гейши
Так как сейчас в Японии введено обязательное среднее образование, девочка не может стать майко, пока не получит школьный аттестат в 15 лет. После этого она вольна договориться с владелицей одного из домиков гейш (окия) и стать там «сикоми», прислужницей. Сикоми выполняет хозяйственные работы, убирает дом и помогает старшим сёстрам одеваться. Через полгода, по правилам Киото, после сдачи экзамена происходит церемония инициации, «мисэдаси» — с этого момента соискательницы называются начинающими гейшами (майко) и получают новое имя, включающее, в подавляющем большинстве случаев, часть имени своей старшей сестры или общий для этого окия компонент. Примером может являться окия Тама в Гион Кобу, в котором есть «ветвь мамэ»: Мамэтэру, Мамэхару, Мамэсудзу; «ветвь ха»: Судзуха, Маюха, Котоха и другие, причём некоторые из перечисленных в одной «ветви» гейши не являются «сёстрами». С этого времени майко должна быть соответственным образом одета и причёсана. В данный период задача старшей сестры состоит в знакомстве начинающей гейши со своими клиентами. Именно поэтому так важен опыт старшей сестры: чем популярней она будет, тем больше шансов у начинающей гейши будет обрести хорошую клиентскую базу.
Следующим шагом майко раньше была потеря девственности — «мидзуагэ», — церемония, отмечающая повышение её статуса к старшей майко и смене причёски с варэсинобу на офуку. Сейчас мидзуагэ не проводится.
Майко пять раз меняет свою прическу, символизирующую каждый шаг, ведущий к становлению гейшей. Перед тем, как сменить детские украшения и шпильки на подобающие статусу гейши, происходит «смена воротничка», эрикаэ. Воротничок майко вышит белыми и золотыми нитями, а гейши носят гладкий белый. На церемонии «эрикаэ» прядь пучка волос на макушке символически стригут, чтобы более взрослой причёской обозначить переход от девочки к молодой женщине. Последняя причёска майко происходит от свадебной причёски прошлого, поэтому церемонию эрикаэ Лиза Дэлби называет также «engagement», «помолвка». Сейчас майко становятся гейшами в 20 или 21 год, в зависимости от успеха и желания хозяйки окия.
Дальнейшая карьера
Гейши Гиона
С 18 лет гейша получает возможность работать по персональному графику, однако, воспользоваться такой возможностью могут лишь успешные гейши, получающие много приглашений на различные мероприятия. Также с 18 лет гейша получает возможность обрести «данна». Изначально «данна» — покровитель, иногда бывший любовником гейши, а иногда просто выступавший в роли мецената. Зачастую гейшу и данна связывают тесные любовные отношения, включающие рождение детей. Обязанность данна состоит в том, что он должен покрывать многочисленные текущие расходы гейши, которой он покровительствует (например, приобретает для неё кимоно), а также способствовать росту её популярности. Появление данны в карьере гейши не является обязательным элементом, однако без этого гейша практически не имеет шанса оставить окия и стать полномасштабной звездой в своей профессии.
Гейша и окия
Как уже отмечалось, в дом гейш попадали девочки, зачастую проданные туда своими родителями, другие являются дочерьми хозяйки дома — гейши, в силу возраста, прекратившей свою работу и выполняющей в своем доме бухгалтерские функции. В случае, если у хозяйки отсутствует наследница, она может удочерить какую-либо из своих работниц, что позволит хозяйке получать весь доход, приносимый приёмной дочерью. Удочерение хозяйкой позволяет гейше получить фамилию общины, она становится атотори, а также получает право в будущем унаследовать имущество окия.
Сосуществование окия и гейши, проживающей в ней, взаимовыгодно обеим сторонам: окия получает стабильный доход, гейша же получает доступ к обширной коллекции крайне дорогостоящих украшений, аксессуаров и кимоно, без которых она не может заниматься своей профессией. Точнее, гейша получает право заказывать кимоно за счёт окия, так как каждое кимоно в жизни гейши является неприкосновенной собственностью, забрать без спросу чужое кимоно приравнивается к посягательству на личную неприкосновенность. Обычно, старшая сестра, надев несколько раз кимоно, передает его младшей. При поступлении на работу в окия (а учёба на гейшу тоже считается работой) чаще всего заключается контракт от 5 до 7 лет. По истечении этого срока гейша продолжает работу или уходит из окия.
Современные гейши
Улица Гиона
В настоящее время многие гейши продолжают жить в традиционных домах, однако некоторые, особенно в столице, Токио, стали значительно более самостоятельными и независимыми. Традиции профессии сохранились главным образом в Киото, в престижных районах Гион, Камиситикэн и Понто-тё.
Гейш в современной Японии, даже в Киото, осталось совсем немного: так, если в 1920-е годы по всей стране было более 80 тысяч гейш, то в настоящее время их число не превышает и тысячи, из них в Киото около сотни. Даже посетители Гиона в Киото скорее встретят переодетых в гейш статистов, позирующих для фотографий, или же переодетых туристов, чем настоящих гейш.
Столь резкое сокращение числа гейш связано с произошедшей после Второй мировой войны «колонизацией» западной культурой — исконно японским традициям фактически не осталось места. Современные гейши продолжают жить прошлым своей страны, способствуя своим ремеслом сохранению национальной культуры. Теперь они сознательно делают выбор в сторону своей профессии — времена, когда стать гейшами обрекала нищета, прошли.
Гейши и проституция
Вопреки расхожему мнению, гейши не проститутки. В японской индустрии развлечений гейши и проститутки исторически занимали разные позиции, что проявлялось во внешних различиях: проститутка повязывала пояс своего кимоно простым узлом спереди, что позволяло его развязывать много раз в день, узел пояса гейши завязывается сзади сложным узлом, и без посторонней помощи развязать и тем более завязать его не представляется возможным. Помимо разных способов завязывания пояса, в одежде и прическе гейш и японских куртизанок таю: и ойран существовало множество предписанных различий во внешности, которые не позволяли спутать гейшу с куртизанкой или проституткой, а также четко указывали на социальный статус женщины и её род занятий.
Немаловажно, что с момента появления профессии гейши, им было законодательно запрещено оказывать сексуальные услуги за деньги.
Гейша пользуется почтением в обществе, является воплощением женственности. В её профессиональные обязанности, однако, не входит секс-обслуживание своих клиентов — если гейша и отдаётся кому-либо, то происходит это исключительно по её воле и является частью личной жизни, а не профессии.
Ошибочное мнение о профессии гейши сложилось, по большей части, во время американской оккупации Японии после Второй мировой войны: понятиями «гися» или «девочка-гейша» (geisha girl) американские солдаты называли молодых японок, продававшихся им. Более того, некоторые из них, остро нуждаясь в средствах к существованию, сами называли себя гейшами, при этом не являясь ими.
Кроме того, существовали и существуют так называемые «онсэн гэйся», девушки на горячих источниках; героиня произведения Ясунари Кавабата «Снежная страна» — именно такая «гейша», а, скорее, хостесс.
Несмотря на вышеупомянутое, нельзя точно сказать, продавалась любовь гейши или нет. Наверняка были как люди, которые чтили традиции, так и те, кто предпочитали чести деньги.
Гейши в поп-культуре
В конце XX столетия образ гейши был адаптирован для западной массовой культуры. Растущий интерес к этому феномену, а также экзотичность образа гейши способствовали появлению достаточно заметного числа произведений, обращающихся к этой японской профессии.
Так, в 1997 году был опубликован роман Артура Голдена «Мемуары гейши», рассказывающей о жизни девочки из рыбацкого посёлка, Чио Сакамото, ставшей впоследствии известной гейшей под именем Саюри Нитта. Огромная популярность и множество фактических ошибок книги способствовали появлению новых аналогичных романов. К примеру, Минэко Ивасаки, чьё жизнеописание легло в основу бестселлера Артура Голдена, написала весьма успешную автобиографию — в России издана под названием «Настоящие мемуары гейши» (в США — «Гейша, жизнь» (англ. Geisha, A Life), в Великобритании — «Гейша Гиона» (англ. Geisha of Gion)). Значительным успехом пользовалась и вышедшая в 2005 году экранизация книги Голдена. Книга Ивасаки также экранизирована под названием Ханаикуса, «Война цветов».
В 1998 году, певица Мадонна появилась в облачении и макияже гейши на церемонии вручения наград «Грэмми». В следующем году она предстала в подобном образе в видеоклипе на песню «Nothing Really Matters», а в 2001 году часть представления в рамках турне «Drowned World» была стилизована под японскую тематику.
Однако, нельзя не отметить, что использование образа гейши в поп-культуре привело к весьма значительному искажению представлений западной публики о роли гейши в культуре Японии. Следует помнить, что большинство современных западных авторов не имеют достаточных знаний о профессии гейш, а также об укладе традиционного японского общества, которое они стремятся описать, а в некоторых случаях — неправдоподобность порождается желанием соответствовать интересам и ожиданиям публики, воспитанной в рамках западной культуры. Необходимо отметить, что портреты и описания, появляющиеся в их работах, не являются достаточно реалистичным описанием быта гейш; подобные произведения в значительной части представляют собой стилизацию.
» Внешность гейши (статья Вики) «
Гейши, майко, ойран и тайю всегда выглядят в соответствии с некоторыми принципами. Главные из них — это статус, количество лет в профессии, время года и мероприятие.
Майко
Обычно гейш путают с их ученицами — майко. Различия, тем не менее, довольно значительны.
Одежда и обувь
Майко носят разноцветные кимоно с длинным рукавом «фурисодэ». Концы их пояса оби на спине не собраны, а свисают вниз. Воротнички нижнего кимоно «эри» 襟 у майко-дебютантки чисто красные, со временем их меняют на всё более и более расшитые белыми и золотыми нитями. Церемония «эри-каэ» 襟替 — «смена воротничка» проводится, когда майко становится гейшей.
Майко носят копурри «окобо» на большой танкетке. Сайт Гион-кобу предупреждает, что чтобы стать майко, девушка не должна быть выше 160 см, так как из-за высокой обуви и причёски майко большого роста будет выглядеть нелепо.
Причёски
Для дебюта минараи делают особую причёску «мисэдаси варэсинобу», которую от простой «варэсинобу» отличают два оги (алюминиевые широкие булавки, к которым прикреплены полоски металла) и украшения «тирикан» в виде лент сзади.
Варэсинобу — причёска молодых майко на первые три года обучения. Украшений больше, чем на варэсинобу, бывает только на праздничных причёсках. Задняя часть причёски носит название 桃割 «момоварэ», что значит «разломленный персик» и представляет собой намёк на то, что находится у девушек между ножек. Некоторые японцы до сих пор находят момоварэ несколько вызывающими. Собранные в круглый валик волосы посередине разделяет «каноко» — красная лента. Сверху в него вкалывается круглая булавка из черепахового панциря.
В старые времена смена причёски на офуку происходила после мидзуагэ, потери девственности, примерно в 13-15 лет. Так как перемена в причёске была довольно значительна, для майко офуку казалась очень стыдной, ведь теперь все узнают, что с ней произошло! В наше время мидзуагэ не проводится, а перемена происходит в восемнадцатилетие майко или через три года после начала обучения.
Спереди офуку очень похожа на варэсинобу, хотя их отличает красная лента каноко, делящая момоварэ пополам, но отсутствующая у офуку. Сзади же теперь находится 縮緬てがらみ «тиримэн тэгарами», треугольная лента, которая просто прикалывается булавками, в отличие от ленты, вплетаемой в причёску варэсинобу. Майко носит эту причёску до тех пор, пока до эри-каэ не останется две-четыре недели. Тогда она будет носить причёску саккоо.
В двадцать один год, или ранее, если окаасан чувствует, что майко достаточно опытна, для майко начинаются приготовления к церемонии смены воротника, эри-каэ. Этот день станет днём её дебюта как полноправной гейши. За месяц или за две недели до этого её волосы укладываются в причёску саккоо. Её легко узнать по хвостику, свисающему сзади причёски; кончик этого хвостика окаасан срезает в первую ночь дебюта.
Ещё одна причёска для старших майко называется «кацуяма», её носят на гион-мацури. Кацуяма — это тайю, придумавшая эту причёску. С кацуяма надевают особые украшения — розовые и серебряные канзаси «бонтэн». Меняется и расположение каноко — она теперь оплетает верх причёски.
Якко-симада — причёска старших майко на Новый год, Сэцубун и на первое авуста, Хассаку, «день спасибо». Сзади выступающую часть причёски оплетают бусы из красных и зелёных бусин и широкая лента сибори 絞. Сэцубун (節分 сэцубун) — праздник начала весны, 3 февраля. Хассаку (八朔) — праздник уважения. Проводится в первый день восьмого лунного месяца. Майко и гейко благодарят всех в своём о-тяя, владельцев окия и так далее.
Гейши
Майко привлекают клиентов внешним видом, а гейши — своими талантами и умениями. Поэтому гейши не белят лицо постоянно, а только на особенно важные церемонии. Украшений в их причёске теперь почти нет, кроме простого деревянного гребня и одной кандзаси.
Стандартная причёска гейши — така-симада たかしまだ. Спереди она похожа на причёски майко, а на затылке волосы собирают в толстый хвост, сгибают и поднимают его над причёской.
На праздники така-симада немного изменяется и называется цубуси-симада. «Хвост» така-симада перетягивают пополам золотым шнуром так, что он из четвертушки кольца становится похож на изогнутый лук или фигурную скобку без острого угла в центре.
Гейши в возрасте вообще не носят особых причёсок, а собирают волосы в «ракушку».
Тайю и ойран
В старые времена тайю: 太夫 (в Киото) и ойран 花魁 (в Токио) были куртизанками высшего класса. Они приходили на церемонии до гейш и у клиента был выбор: попытать счастья с куртизанкой (а она вполне могла и просто отказать) или остаться для того, чтобы повеселиться с гейшами (но без секса). Это привело к тому, что тайю и ойран стали мастерить очень сложные причёски, с десятками шпилек и других украшений, а также надевать три и более кимоно. Есть неверная точка зрения, что пояс тайю: завязан спереди так как его проще развязывать. Кисараги тайю: дала интервью, в котором объяснила, что дело здесь в том, что тайю: — аристократки, в отличие от тех же гейш, и пояс спереди мешает им заниматься каой бы то ни было работой. У проституток пояс завязывался спереди простым узлом. Воротник кимоно у тайю: всегда немного отогнут справа, показывая волнующую красную изнанку. И тем не менее, несмотря на сексуальный аспект, тайю: и ойран были так же искусны, как и гейши, а в некоторых видах искусства даже превосходили их.
Сейчас проституция в Японии запрещена, и ойран и тайю: осталось только искусство. В отличие от гейш, которые с распространением интернета снова на подъёме (некоторые ханамати сообщают, что у них нет места для новых майко), ведут блоги и публикуют на всеобщее обозрение элементы своего мира, церемонии, танцы и фотографии; разрешают выкладывать на популярных ресурсах видео из парикмахерских и своих домов; дают интервью и снимаются в рекламе, тайю отстали в этой гонке: сейчас в мире всего пять тайю:.
Тайю: и ойран белят всё лицо, как майко, а тайю: ещё и чернят зубы по старинной японской традиции. Ойран выглядят несколько сдержаннее, иногда их даже путают с гейшами. Тайю: выдаёт обилие ёситё: (раздвоенных плоских шпилек) и обязательное наличие золотого цвета в одежде (конкретно — в накидке утикакэ). Ещё тайю носят на двух шпильках длинные красные нити, на которые прикреплено по монетке. Обувь тайю и ойран — очень высокие чёрные сандалии с тремя каблуками, из-за которых шаги должны быть очень мелкими.
Украшения
Причёска майко и гейко немыслима без разнообразных гребней и булавок. Чем ниже ранг, тем больше украшений носят в причёске.
Куси くし — деревянный гребень, часто расписан сверху, хотя узор может спускаться и на зубцы. Майко носит «ханакуси» — гребень, на который сверху прикреплены искусственные цветы.
Бира-бира びらびら — шпильки с длинными металлическими нитями, издающими приятный звон. Иногда украшены колокольчиками.
Ёситё: よしちょう — раздвоенная широкая шпилька. В причёске тайю и ойран очень много ёситё:.
Тама-кандзаси 玉簪 — шпильки, украшенные шариком.
О:ги — алюминиевые шпильки, с которых свисают тоненькие металлические пластинки
Хана-кандзаси 花簪 — кандзаси с шёлковыми цветами и нитками, на которые насажены мелкие шёлковые цветочки, свисающие на двадцать сантиметров. Одна хана-кандзаси может стоить дороже кимоно, так как работа по их созданию очень кропотливая и напоминает работу ювелира-дизайнера.
Майко, работающие в Гион-кобу, носят ещё и жадеитовую булавку слева надо лбом.
Календарь кандзаси
Традиционно, год для гейши делится на 28 сезонов. В соответствии с ними меняются и кимоно и аксессуары.
一月 (январь, итигацу) Кандзаси января каждый год меняются. Хотя есть и постоянные мотивы, например, 松竹梅 (сё:тикубай — сосна, бамбук и цветы сливы, пожелание долголетия).
二月 (февраль, нигацу) В феврале носят цветы сливы и тюльпана, красного и лилового цветов.
三月 (март, сангацу) Символы марта — нарциссы, цветы персика, пионы, бабочки. Цвет — жёлтый.
四月 (апрель, сигацу) Апрель — месяц цветения сакуры (и проведения 花見 — ханами — праздника любования цветами вишни), которая и занимает главную позицию в это время. Кроме неё в апреле кандзаси часто украшает серебряная или золотая бабочка и крохотный фонарик, бонбори.
五月 (май, гогацу) Глициния и ирисы на кандзаси говорят, что наступило лето, май. Основной цвет украшений мая — синий.
六月 (июнь, рокугацу) Японский июнь очень дождлив и с ним традиционный календарь связывает плакучую иву. Кроме того, ива — это символ гейш (отсюда же и название 花柳界 (карю:каи — «мир цветов и ив»). Хорошим дополнением для ивы считается гортензия.
七月 (июль, ситигацу) Главное событие июля — Гион-мацури, фестиваль Гиона. Каждый год мода на июльские кандзаси маняется. Постоянны, однако, круглые веера, стрекозы, а также 梅雨芝 (цую:сиба — капли дождя на траве)
八月 (август, хатигацу) Августовские мотивы — ипомея (朝顔 асагао, Ipomoea nil) и китайский мискант, судзуки (薄 Miscanthus sinesis). Судзуки похож на ёжика из стебельков. Начинающие майко носят серебряные судзуки-кандзаси, а более опытные — розовые и красные.
九月 (сентябрь, кугацу) Цветы сентября — 桔梗 (кикё:, японский колокольчик, ширококолокольчик крупноцветковый Platycodon grandiflorium) тёмно-розового цвета; клевер, хризантемы, гвоздика.
十月 (октябрь, дзю:гацу) Октябрь — это хризантемы, 菊 (кику). Хризантемы вообще очень любят в Японии, они — государственный символ императорского дома. Кандзаси делают с белыми и красными хризантемами. Это сочетание означает разгар осени.
十一月 (ноябрь, дзю:итигацу) Облетающие листья — ноябрьский мотив. Это не обязательно должны быть листья какого-то определённого дерева, часто они представляют собой просто фантазию дизайнера. Вместе с тем, так как на ноябрь приходится осенний аналог ханами — 観楓会 (камбу:кай, праздник любования кленовыми листьями), листья часто «принадлежат» клёну. Ещё в ноябрьских украшениях можно увидеть листья гинкго (銀杏, итё
十二月 (декабрь, дзю:нигацу) Декабрь — время подготовки к Новому году. Майко и гейши украшают причёски особыми кандзаси, с белыми цветами, листьями бабмука и двумя маленькими кусочками бумаги, на которых ставят автографы любимые актёры театра Кабуки той девушки, на чьих украшениях они расписываются.
正月 (Новый Год, сё:гацу) Новогодние кандзаси особенные. На них колоски риса и белые голуби. Майко и гейши раскрашивают один глаз голубя и просят кого-нибудь из клиентов раскрасить и второй.
Есть так же ссылки на сайты
Юдзё и гейши — история и факты (как по мне любопытно написано)
Сайт о гейшах "Ханамати" (очень и очень основательно, так сказать с головой на полную катушку)